Жюль Верн

Краткий словарь морских терминов и выражений

А

Абордаж - морской бой, при котором суда противника сходятся вплотную и сцепляются для рукопашной схватки. Взять на абордаж - захватить судно противника, ворвавшись к нему на борт.

Атолл - кольцеобразный остров, образовавшийся в результате разрастания и перерождения кораллов и представляющий собой узкую полоску суши, окружающую внутреннее, относительно мелководное озеро - лагуну.

Ахтерштевень - нижняя кормовая часть судна, служащая продолжением киля.

Б

Бак - носовая часть верхней палубы судна.

Бакштаг - направление движения судна относительно встречного ветра, когда угол между линией ветра и носом корабля больше 90° и меньше 180°. Быстрее всего парусные суда ходят в бакштаг.

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.

Бейдевинд - курс парусного судна относительно встречного ветра, когда угол между линией ветра и носом корабля меньше 90°.

Бизань-мачта - самая задняя мачта на трех- и более мачтовом судне.

Бимс - поперечная балка, поддерживающая палубу и составляющая часть поперечного набора судна.

Битенг - одиночная деревянная или металлическая тумба на палубе для крепления якорного каната.

Боканцы - балки, выдающиеся за борт судна. Служат для подвешивания шлюпок.

Брамсель - парус третьего яруса на парусных судах с прямым вооружением. В зависимости от принадлежности к определенной мачте, брамсель носит дополнительное название - фор-брамсель на фок-мачте, грот-брамсель на грот-мачте, крюйс-брамсель на бизань-мачте.

Брам-стеньга - верхняя часть мачты (продолжение стеньги).

Брасы - снасти, служащие для поворачивания реев в горизонтальной плоскости.

Брасопить реи - поворачивать их для постановки прикрепленных к реям парусов в нужное положение.

Брать рифы - уменьшать площать паруса (при сильном ветре).

Браштиль - ворот для поднятия тяжестей, особенно якорей.

Бриг - двухмачтовое парусное судно с прямым вооружением.

Бриз - прибрежный, обычно не сильный ветер, меняющий направление два раза в сутки. Дневной, или морской, бриз дует с моря, ночной, или береговой,— с суши.

Брифок - прямой парус на высоко поднятом рее, который ставится на судах с косым вооружением при их следовании полным курсом.

Бухта - трос, свернутый кругами.

Бушприт - наклонное или горизонтальное, рангоутное дерево, торчащее вперед с носа судна. Служит для крепления тросов — штагов, удерживающих мачту спереди, и вынесения вперед косых треугольных парусов (криверов и стакселей), благодаря чему улучшается маневренность судна.

В

Вант-путенс - цепь или железная полоса на наружном борту судна, к верхним концам которой крепятся ванты.

Ванты - тросы, при помощи которых крепят мачту с боков.

Ватер-штаг - снасть, поддерживающая мачту.

Вельбот - быстроходная шлюпка с заостренным носом и кормой.

Ворвань - устаревший термин, которым называли жир, добываемый из морских млекопитающих и рыб.

Выбирать - вытягивать, подтягивать к себе снасть или якорную цепь.

Вымбовка - деревянный рычаг для вращения ручного ворота, служащего для подъема якоря.

Г

Галлон - мера жидких тел, равная 4,5 литра.

Галс - снасть, которой растягиваются и закрепляются наветренные углы парусов. Поэтому, если ветер дует в паруса справа, то говорят, что судно идет правым галсом, а если слева, то левым галсом. Переменить галс, лечь на другой галс — повернуть так, чтобы ветер дул в паруса с другой стороны. Идти переменными галсами — лавировать против ветра зигзагами. Делать короткие или длинные галсы означает соответственно делать короткие или длинные зигзаги при лавировке.

Галфинд - курс судна, при котором ветер дует ему прямо в борт, то есть под прямым углом к курсу.

Гафель - легкое наклонное рангоутное дерево, подвешенное к мачте и шарнирно упирающееся в нее нижним концом. Служит для растягивания верхнего края (шкаторины) косого четырехугольного паруса. Нок гафеля — верхний конец гафеля.

Гик - горизонтальное или слегка наклонное рангоутное дерево, шарнирно укрепленное передним концом (пяткой) к нижней части мачты и служащее для растягивания нижнего края (шкаторины) косого паруса.

Гика-шкоты - снасти для управления гиками и удержания их вместе с парусами под нужным углом к линии ветра. Перенести гикашкоты — закрепить их на другом борту при перемене судном галса, когда ветер начинает дуть в паруса с другой стороны.

Гитовы - снасти, служащие при уборке прямых парусов для подтягивания нижней кромки паруса к верхней.

Гран - устаревшая единица массы. В системе английских мер равен 64,8 миллиграмма.

Грот - главный парус на грот-мачте.

Грота-гик - гик косого паруса грота.

Грота-фалы - снасти для подъема и удержания в требуемом положении паруса грота.

Грот-мачта - на двух- и трехмачтовых судах вторая мачта от носа судна. На судах с парусным вооружением, на которых задняя мачта значительно меньшего размера,— главная, то есть передняя мачта.

Грот-трисель - косой четырехугольный парус, ставящийся на грот-мачте.

Грот-трисель-шкот - снасть, посредством которой парус грот-трисель удерживается под нужным углом к линии ветра.

Д

Дебит - объем жидкости, поступающей в единицу времени из естественного или искусственного источника.

Дирик-фал - снасть для подъема гафеля и удержания его в нужном положении.

Дрейф - снос судна ветром. Дрейфовать - перемещаться по ветру, не имея собственного хода вперед. Лечь на дрейф - не становясь на якорь, убрать паруса или так расположить их, чтобы они не сообщали судну движения.

З

Задраить - наглухо закрыть с помощью специальных приспособлений.

Заходит (ветер) - меняет направление.

Зюйд-ост - юго-восток; ветер, шторм, дующий с юго-востока; курс, при котором нос судна направлен на юго-восток.

К

Кабельтов - морская мера длины, равная 185,2 м.

Кабестан - лебедка с барабаном, насаженным на вертикальный вал, для подтягивания судов к причалу, выбирания судовых якорей и т. п.

Каботаж - прибрежное плавание, сообщение между портами своего государства. Каботажное судно - судно, плавающее в каботаже.

Киль - главная центральная продольная связь, являющаяся конструктивным основанием корпуса всякого судна (кроме деревянных плоскодонных лодок, не имеющих киля). Спереди к килю крепится форштевень, сзади - ахтерштевень, а сверху на киль устанавливаются шпангоуты. В деревянном судостроении киль делается, как правило, из дуба и имеет в поперечном разрезе прямоугольную форму.

Кильсон - днищевая продольная связь на судне, идущая поверх шпангоутов параллельно килю.

Кливер - косой треугольный парус, поднимаемый над носом судна между передним концом (ноком) бушприта и верхним продолжением (стеньгой) передней мачты на снасти (штаге), удерживающей ее спереди.

Клипер - парусное или парусно-паровое торговое судно. Парусные клипера были самыми быстроходными судами.

Клюзы (якорные) - отверстия в обшивке судна, снабженные литой металлической оправой, или трубы, пропущенные насквозь от палубы до наружного борта в носовой части судна для прохождения через них якорных цепей (канатов).

Княвдигед - выдающаяся вперед верхняя часть водореза у старинных деревянных парусников.

Койлать - сворачивать снасти в аккуратные связки — бухты

Комингсы люка - сплошное вертикальное ограждение люка в целях лучшей защиты его от заливания водой и предохранения людей от падения в трюм.

Концы - различные снасти, веревки на судне. Это слово обычно употребляется применительно к сравнительно коротким снастям или снастям, укрепленным одним концом к чему-либо.

Корма - задняя оконечность судна. Кормой принято считать часть судна от самой задней его оконечности до ближайшего к ней люка.

Крюйт-камера - помещение на старинных военных кораблях для хранения взрывчатых веществ и ружейных патронов.

Кубрик - общее жилое помещение для команды на судне.

Курс - направление, по которому идет судно. Различают курс по компасу, то есть в какую сторону направлен нос судна относительно частей света (север, юг, запад, восток), и курс относительно ветра, то есть какой угол составляет продольная плоскость судна с линией ветра.

Л

Лавировать - двигаться зигзагами на парусном судне для того, чтобы идти против ветра.

Лаг - прибор для измерения скорости хода судна и пройденного расстояния. Ручной лаг представляет собой деревянный, вырезанный из доски в виде сектора поплавок с врезанным в его округлую кромку небольшим свинцовым грузом. К сектору прикреплен лаглинь (тонкий трос особой выделки), намотанный на вьюшку. Лаглинь разбит ввязанными в него кончиками с узлами на одинаковые отрезки, равные 1/20 части морской мили. Чтобы узнать скорость хода судна, за борт бросают сектор, который держится на воде и почти не движется за судном, постепенно вытягивая лаглинь с вьюшки. Когда хотят сказать, что судно стоит бортом к чему-нибудь, например, к волне, говорят «стоит лагом к волне» и т. д.

Лагуна - узкий и длинный залив, параллельный берегу и отделенный от него песчаной или галечной отмелью, идущей от берега - косой; озеро внутри атолла.

Леера - тросы, туго натянутые над палубой с наглухо закрепленными концами. Штормовые леера - служат для безопасности передвижения людей по палубе в плохую погоду.

Ликтросы - мягкие тросы, которыми обшиваются кромки парусов. Когда парус полощет по ветру, издают своеобразный треск.

Линь - пеньковый трос, применяемый на судах для оснастки, такелажных работ и др.

Лот (ручной) - приспособление для измерения глубины, состоящее из свинцовой или чугунной гири и тонкого, но прочного троса - лотлиня со вплетенными в него метками из кожи и кусочков цветной шерстяной ткани. Лотом можно определять направление течения, для чего опускают гирю до дна или на глубину, где течения уже нет, и наблюдают за отклонением от вертикали, увлекаемого поверхностным течением вместе с судном.

М

Марс - площадка на верху мачты.

Марсель - второй снизу четырехугольный парус на парусных судах с прямым вооружением. В зависимости от мачт и реев, на которых они закреплены, различают фор-марсель, грот-марсель и др.

Миля морская - основная единица расстояния, равная одной минуте дуги земного меридиана, или 1852 м. В США длина мили принимается равной 1853,2 м.

Муссоны - устойчивые ветры, господствующие в тропических областях, изменяющие свое направление вместе со сменой времен года. В северной тропической части Индийского океана муссоны зимой дуют с материков на океаны, а летом - в обратном направлении. В западной части Тихого океана зимой дуют северо-западные муссоны, а летом юго-восточные, совпадающие по направлению с пассатами.

Н

Набор корпуса судна - система балок, образующая каркас судна.

«На борт (руль)!» - команда, подаваемая, когда нужно повернуть руль до отказа.

Нагели - гладкие, без резьбы длинные болты, вставляемые в отверстия специальных планок с внутренней стороны фальшборта или в обоймы у основания мачты и служащие для крепления за них различных снастей.

Найтовы - веревки, тросы на корабле. Найтовить - крепить неподвижно с помощью тросов.

Нактоуа - деревянный или металлический шкафчик, в верней части которого устанавливается судовой компас.

Наполнить паруса - развернуть судно или паруса таким образом по отношению к ветру, чтобы паруса надулись.

Нок - собирательное название оконечностей всех деталей ран-гоута (реев, гафелей, и др.), кроме мачт.

Норд-вест - северо-запад; ветер, шторм, дующий с северо-запада; курс, при котором нос судна направлен на северо-запад.

О

Обезветрить паруса - привести судно или паруса в такое положение по отношению к ветру, чтобы последний не надувал их и они заполоскали.

Определиться - определить местонахождение судна в море по береговым ориентирам, небесным светилам или другим способом.

Отваливать - отходить от причала или от борта другого судна.

Отдать - отвязать, отпустить ранее закрепленную снасть или конец. Отдать якорь - освободить якорь от удерживающих его креплений, чтобы он упал за борт.

Отмель - мель, идущая от берега.

П

Пакетбот - устарелое название почтово-пассажирского судна.

Палуба - сплошное горизонтальное перекрытие на судне, а также пол в каюте. Палуба рубки - верхнее перекрытие, крыша рубки.

Пассаты - постоянные и довольно сильные ветры, дующие в океанах. Направление их, хотя и не всегда строго постоянно, но сохраняется в определенных пределах (к северу от экватора наблюдаются преимущественно северо-восточные, а к югу от экватора - юго-восточные пассаты).

Переборка - вертикальная перегородка на судне.

Переложить руль - повернуть руль.

Перлинь - корабельный пеньковый канат толщиной от 4 до 6 дюймов, т. е. от 102 до 152 мм в окружности.

Плавучий якорь - любой предмет (обычно парусиновый мешок или щит с распорками), создающий дополнительное сопротивление для того, чтобы при стоянке в открытом море на больших глубинах удерживать нос судна против волны.

Планшир (планширь) - брус скругленного сечения, окаймляющий на мелких беспалубных судах борт судна, а на более крупных палубных судах верхнее продолжение борта (фальшборт).

Поворот (на парусном судне) - переход с одного галса на другой. Различают повороты: оверштаг, когда судно переходит линию ветра носом, и фордевинд, когда оно пересекает линию ветра кормой.

Подбирать - подтягивать, подобрать - подтянуть снасть, конец или якорную цепь.

Подветренная сторона - сторона, противоположная той, откуда дует ветер.

Поймать свою долготу - то есть определить свое место, чтобы выйти на нужную долготу (образное выражение).

Полветра - идти вполветра то же, что и идти галфинд.

Полубак - возвышенный уступ (надстройка) в носовой части судна.

Полуют - возвышенный уступ (надстройка) в кормовой части судна.

Помпы - насосы.

Поручни - перила. Тиковые поручни - поручни, сделанные из тикового дерева.

Прао (прау) - малайское открытое, плоскодонное с вогнутыми внутрь кормовым и носовым штевнями судно, построенное целиком из тикового дерева.

Приводить (к ветру) - править круче, то есть ближе к линии ветра. Привести в крутой бейдевинд - изменить курс таким образом, чтобы идти как можно круче к ветру.

Р

Рангоут - буквально «круглое дерево». На парусном судне совокупность всех надпалубных частей, служащих для несения парусов, как-то: мачты, стеньги, бушприт, реи, гики, гафели и т. п. Раньше для изготовления рангоута использовался специальный прямой и ровный корабельный лес, отчего перечисленные части рангоута получили общее название рангоутных деревьев. Впоследствии стали делать рангоут из полых металлических труб.

Реи - длинные горизонтальные поперечины, подвешенные за середину к мачтам и служащие для крепления прямых трапециевидных парусов.

Рефракция света в атмосфере - оптическое явление, при котором из-за преломления световых лучей в атмосфере удаленные объекты кажутся смещенными, а иногда изменившими свою форму.

Рифы - а) гряда подводных камней или коралловых образований, скрытых под водой или едва выступающих над ее поверхностью; б) расположенные в несколько рядов завязки на парусах, с помощью которых при необходимости уменьшают площадь парусов. Взять рифы - уменьшить площадь парусов с помощью рифов. Взять по два рифа - взять два ряда рифов. Зарифленные паруса - паруса, на которых взяты рифы.

Ростры - настил над верхней палубой, на котором хранятся запасные части мачт, реи и размещаются шлюпки.

«Руль на ветер!» - команда, подаваемая в том случае, когда нужно повернуть судно в ту сторону, откуда дует ветер.

«Руль под ветер!» - команда, подаваемая в том случае, когда нужно повернуть судно в сторону, куда дует ветер.

Румб - деление окружности горизонта, принятое в старых морских компасах. 1 румб равен 1/32 части окружности или углу в 11°15'. Это деление сохранилось и в современных морских компасах наряду с делением окружности на 360°, так как это удобно для приближенной оценки направления.

С

Салинг - (салинговая площадка) - на парусных судах площадка в виде рамы, устраиваемая в месте соединения стеньги с ее верхним продолжением - брам-стеньгой.

Сезни (риф-сезни) - куски троса, служащие для завязывания паруса, когда берется риф, а также при уборке паруса.

Секстант (в морском деле секстан) - прибор для измерения высоты небесных светил над горизонтом с целью определения координат места наблюдателя.

Склянки, бить склянки - отмечать время ударами в судовой колокол (рынду). Один удар соотвествует получасу, двойной удар - часу. Через каждые четыре часа, начиная с полуночи, счет склянок возобновляется. Максимальное количество склянок - восемь.

Снасть - всякая веревка на судне, для чего-либо предназначенная.

Сниматься с якоря - поднять якорь, чтобы он больше не удерживал судно на месте.

Способ равных высот - астрономический способ определения местонахождения судна, основанный на том, что с мест, равноудаленных от центральной проекции светила на земную поверхность и имеющих форму кругов, оно наблюдается на одинаковой высоте над горизонтом. Этот способ назван именем американского капитана Сомнера, случайно открывшего его в 1837 году, хотя разработка способа была завершена другими мореплавателями, русскими и иностранными. Линия Сомнера - линия положения, на которой, согласно наблюдениям светила и расчетам, должно находиться судно. Место судна находится в пересечении двух или более таких линий.

Стаксель - косой треугольный парус, поднимаемый на штаге-снасти, удерживающей мачту спереди.

Створ (маячных огней) - два огня, расположенных на разной высоте на некотором расстоянии друг от друга на линии, по которой должно следовать судно, чтобы избежать опасностей. При нахождении судна на одной линии со створными огнями они видны с него точно один над другим.

Стеньги - верхние продолжения мачт.

Стопор - приспособление для остановки какого-либо механизма или для закрепления его частей в определенном положении.

Т

Такелаж - совокупность всех неподвижных и подвижных снастей на судне. Бегучий такелаж - совокупность всех подвижных снастей, служащих для маневров с парусами и проходящих через блоки. Во время работы с парусами снасти бегучего такелажа приходится то выбирать, то травить. Стоячий такелаж - совокупность всех неподвижных снастей, служащих главным образом для крепления рангоута, то есть мачт, стеньг и т. п.

Таль - подвесное подъемное устройство с ручным или моторным приводом.

Тендер - определенный тип небольшого (водоизмещением 50-100 тонн), но быстроходного судна с развитым парусным вооружением. В военном флоте использовались как дозорные и посыльные суда. Они назывались также куттерами или катерами, откуда и произошло современное слово «катер».

Топ мачты - верхушка мачты.

Топсель - треугольный или четырехугольный дополнительный косой парус, поднимаемый выше основного четырехугольного косого гафельного паруса.

Траверз - направление, перпендикулярное курсу судна.

Травить - ослаблять, отпускать, выпускать. Травить шкоты (при внезапном порыве ветра) - ослабить шкоты так, чтобы частично или полностью обезветрить паруса.

Трап - всякая лестница на судне.

Трисели - собирательное название всех четырехугольных косых гафельных парусов, поднимаемых на мачтах и прикрепленных к ним своими передними краями - шкаторинами.

У

Узел - здесь единица скорости, равная одной миле (1852 м) в час.

Утлегарь - переднее продолжение бушприта. Штаги утлегаря - снасти, удерживающие утлегарь снизу и сверху. К числу штагов утлегаря относятся такие лоп-штаги, служащие для безопасности людей, работающих на бушприте и утлегаре.

Ф

Фальшборт - продолжение борта, возвышающееся по краям открытых палуб для защиты от воды и предохранения людей от падения за борт.

Фалы - снасти для подъема и удержатия в требуемом положении парусов вместе с реями и гафелями, к которым крепятся их верхние кромки (шкаторины). Сбросить фалы с нагелей - отдать фалы, го есть отпустить фалы, чтобы спустить паруса.

Фарватер - судовой ход, безопасный в навигационном отношении проход по водному пространству.

Фок - самый низкий парус на передней мачте судна (фок-мачте) с прямыми парусами, или треугольный парус на судне, имеющем одну мачту.

Фока-гика-шкот - гика-шкот косого паруса фока, поднимаемого на передней мачте судна — фок-мачте.

Фока-фалы - фалы паруса грота.

Фок-мачта - передняя мачта на двух- и более мачтовом судне.

Фор-гафель - гафель косого паруса фока.

Фордевинд - курс, при котором ветер попутный, то есть дует прямо в корму судна.

Форштевень - вертикальный брус, образующий острие носа судна и соединенный внизу с килем.

Фрахт - плата за перевозку грузов или наем судна. Иногда слово «фрахт» употребляется в смысле «груз».

Фунт - мера веса. Русский фунт равен 409,5 грамма; английский фунт равен 453,6 грамма.

Фут - мера длины, принятая в настоящее время в США и Англии. 1 фут равен 12 дюймам, или 30,48 см.

Х

Ходовой конец - свободный, то есть незакрепленный конец троса, который при работе со снастью травят или выбирают.

Хронометр - пружинные часы особой выделки, обеспчивающие большую точность и равномерность хода и являющиеся хранителем гринвичского времени на судне.

Ш

Ширстрек - самый верхний пояс бортовой обшивки корпуса судна, примыкающий к палубе.

Шкаторина - кромка паруса, обшитая ликтросом. Передняя шкаторина - передняя кромка паруса.

Шкивы - колеса с желобками на осях, обычно вставленные в сквозные прорези на мачте и служащие для прохождения через них тросов.

Шкипер - старое судоводительское звание, капитан небольшого коммерческого судна, обычно парусного.

Шкоты - снасти для управления нижними углами парусов.

Шкотовые блоки - блоки, через которые проходят шкоты.

Шпангоуты - основные части набора судна, придающие ему поперечную прочность. Они как бы являются ребрами судна, к которым крепится наружная его обшивка.

Шпигаты - отверстия в фальшборте или палубном настиле для стока за борт воды, попавшей на палубу.

Штаги - снасти стоячего такелажа, расположенные в продольной осевой (диаметральной) плоскости судна и удерживающие спереди одну из деталей его рангоута - мачту, стеньгу, бушприт и т. п.

Штормовые паруса - паруса, имеющие по сравнению с обычными парусами меньшие размеры и большую прочность. Поднимаются вместо последних во время шторма.

Шхуна - двух- и более мачтовое судно с косым парусным вооружением. Так называемые марсельные шхуны на передней мачте (фок-мачте) наряду с косыми парусами несут также прямые паруса.

Ю

Ют - кормовая часть верхней палубы.

Я

Ялик - маленькая двух- или четырехвесельная шлюпка.

Ярд - английская мера длины, равная 3 футам или 91,4 см.

Яхта - судно, служащее для морских прогулок или спорта.