Жюль Верн

Даты жизни и творчества

Прослеживая жизненный путь писателя, было бы неверно ограничиться только сухим перечнем событий его личной жизни и дат выхода в свет отдельных его произведений. Для понимания творчества Жюля Верна необходимо сопоставить эти даты с теми событиями, которые сопутствовали им в общественной жизни страны и влияли на формирование сознания писателя.

В 1815 году во Франции была восстановлена дореволюционная монархия Бурбонов. Но после потрясений Великой француской революции и наполеоновских войн для страны был невозможен полный возврат к старому. Это определило то состояние, в котором пребывала Франция в конце 20-х годов XIX века.

По датам расписаны основные события.

1828

8 февраля в городе Нанте на западном побережье Франции родился будущий писатель Жюль Габриель Верн. Его отец - Пьер Габриель Верн (1799—1871), так же как его дед и прадед, был адвокатом. Верны, основываясь на кельтском происхождении своего имени, считали себя прямыми потомками древних галлов - коренного населения Франции. Мать Жюля Верпа Софи Анриетта Верн (1801—1887) происходила из бедного дворянского рола Аллот де ла Фюи, ведущего свое происхождение от Н. Аллота, выходца из Шотландии, служившего в XV веке в составе гвардии короля Людовика XI.

Семья Вернов жила в деловой части города недалеко от порта и набережных Луары.

1829

26 июня родился брат Жюля Верна — Поль Верн (1829 - 1897), с которым писатель был дружен всю жизнь. С ним делился он своими планами и от него в будущем не раз получал советы и помощь.

1830

27—29 июля во Франции совершается так называемая Июльская революция. Устанавливается буржуазная монархия Луи-Филиппа (1773—1850).

Тридцатые годы девятнадцатого века — это время расцвета творчества таких писателей, как Бальзак, Стендаль, Виктор Гюго, Жорж Санд и Александр Дюма.

1832

Во Франции проложена первая железная дорога.

1837

В девять лет Жюль и его младший брат Поль были определены в Нантскую школу Сен-Станислав. Вскоре Жюль получил свои первые награды за сочинения по французскому языку и по латыни, а также за успехи в географии.

Нант, где прошли первые годы Жюля Верна, это один из крупнейших торговых портов Франции на Атлантическом побережье. Он расположен в устье Луары, но не на самом берегу океана, а несколько выше по реке, куда могли подниматься даже большие суда, ходившие в дальние плавания. Вся жизнь города была так или иначе связана с портом, с рассказами моряков об удивительных приключениях в далеких морях. Однако океанские волны нельзя было увидеть даже с дальних окраин города. Только ветер порою доносил манящие запахи моря.

Все это создавало обстановку какой-то странной недосказанности. Простор океана оставался для ребенка близкой, но недоступной мечтой, которую он вынужден был создавать только силой своего воображения. Неудовлетворенное любопытство породило романтическую тягу к морским приключениям.

1839

Одиннадцатилетний Жюль подкупает своего сверстника, нанявшегося юнгой на корабль, уходящий в Вест-Индию, и тайно от родителей в самый последний момент перед отплытием поднимается на борт вместо него. Но исчезновение Жюля было вовремя замечено домашними, и отец настиг его еще до того, как трехмачтовая шхуна «Корали» вышла из дельты Луары в открытое море.

Этот эпизод оставил глубокий след в детском воображении будущего фантаста. Романтика далеких странствий всегда влекла его. Он читает книги Вальтера Скотта, Купера, Даниэля Дефо. Спустя много лет, в старости, Жюль Верн напишет: «Робинзоны» были книгами моего детства, и я сохранил о них неизгладимое воспоминание... Не подлежит сомнению, что любовь моя к этому роду приключений инстинктивно привела меня на дорогу, по которой я пошел впоследствии».

Жюль Верн впервые увидел океан, когда ему было уже двадцать шесть лет.

1844

По требованию родителей Жюль Верн поступает в королевский лицей для подготовки к будущей профессии адвоката.

В сороковых годах прошлого столетия французские лицеи были средними учебными заведениями, в которых основное внимание уделялось латинскому языку и математике; история и география считались второстепенными предметами, равно как греческий язык и так называемые "естественные науки". Общий курс обучения состоял из 9 классов; в лицей принимались ученики в возрасте от 8 лет. Жюль Верн поступил в один из последних классов.

1845

К этому времени относятся первые поэтические опыты Жюля Верна, навеянные юношеской влюбленностью в кузину Каролину Тронсон (1827—1902). По свидетельству его внучатой племянницы и биографа — Маргерит Аллот де ла Фюи, Жюль Верн сочинил тогда целую трагедию в стихах, которая, однако, не нашла одобрения ни у его друзей и знакомых, ни у самой Каролины.

Это первое, еще почти детское увлечение на много лет сохранилось в его сердце. В письмах к матери, которые Жюль Верн писал уже будучи взрослым, не раз встречается имя двоюродной сестры, не ответившей на его чувства.

1846

В лицее отмечены способности Жюля Верна: он получает премию по риторике — это одно из первых серьезных признаний его литературных способностей.

В том же году лицеист Жюль Верн получает диплом бакалавра, что соответствовало нашему аттестату зрелости и позволяло, после защиты специальной диссертации на звание лиценциата прав, заниматься адвокатской практикой.

1847

В апреле Поль Верн, которому родители прочили карьеру морского офицера, отправляется в свое первое учебное плавание к Антильским островам на шхуне "Лютен".

В том же месяце Жюль Верн, который по традиции, как старший сын, должен наследовать дело отца, отправляется в Париж для подготовки к экзаменам на звание адвоката.

Зимой, возвратившись в Нант, он продолжает самостоятельно изучать право и готовиться к экзаменам.

1848

22 февраля во Франции начинается Февральская буржуазно-демократическая революция, которая приводит вскоре к свержению Июльской монархии. 25 февраля в Париже провозглашается республика.

В том же месяце в Лондоне выходит в свет первое издание «Манифеста Коммунистической партии».

В июне Жюль Верн снова едет в Париж для сдачи очередных экзаменов.

23—26 июня в Париже происходит вооруженное восстание рабочих, которое жестоко подавляется властями. В. И. Ленин назвал его «...первой великой гражданской войной между пролетариатом и буржуазией» (В. И. Ленин. Поли. собр. сочинений, 5-е изд., т. 38, с. 305).

17 июля Жюль Верн в письме к родителям так описывает свои впечатления от событий в Париже: «Я побывал в разных местах, где происходило восстание. На улицах Сен-Жак, Сен-Мартен, Сент-Антуан, Пти-Пон, Бель-Жардиньер я видел дома, изре¬шеченные пулями и продырявленные снарядами... Это ужасное зрелище...»

В октябре, чтобы избежать частых и трудных поездок для сдачи экзаменов, отец Жюля Верна принимает решение поселить сына постоянно в Париже до окончания им образования и сдачи всех экзаменов.

10 ноября Жюль Верн и его друг Эдуард Бонами отправляются из Нанта в Париж. Первые две сотни километров они совершают в почтовом дилижансе, а дальше от Тура до Парижа — по только что построенной железной дороге.

12 ноября в Париже торжественно провозглашается конституция Второй республики.

10 декабря президентом Французской республики избирается Луи Наполеон Бонапарт (1808—1873). Это снова вызывает в Париже волну народного недовольства.

12 декабря Жюль Верн пишет родителям: «Повсюду собираются возбужденные группы людей... Теперь дело может кончиться не мятежом, а гражданской войной. Чью сторону держать? Кто будет представлять партию порядка?» Пока за строками этого письма видится еще не писатель — борец за правду, а скорее всего лишь будущий адвокат. Жюль Верн вступал в самостоятельную жизнь в сложный исторический период, когда на арену истории выходил новый класс — пролетариат, когда с полной силой начинали сказываться последствия промышленной революции и наука впервые заявляла о себе как о новой производительной силе.

В Париже Жюль Верн поселился в маленькой комнатке на улице Ансьен Комеди. Отец высылал ему скромное содержание — 125 франков в месяц. Этого было достаточно для того, чтобы оплатить жилье и питание, но мало для того, чтобы ходить в театры. Столь ограниченные средства высылались отцом не столько по их недостатку, сколько из педагогических соображений, приучая таким способом юношу к бережливости.

Все заботы Жюля Верна в этот период его жизни сосредоточивались на скорейшем окончании учения и получении права на адвокатуру. Казалось бы, мысли о литературе отложены столь же далеко, как и детские мечты о Вест-Индии. Но именно в это время, благодаря связям своего дяди Франциска де Шатобура, Жюль Верн попадает в парижские литературные салоны, где встречается с цветом тогдашнего парижского общества.

24 декабря он пишет отцу в Нант: «Чем чаще я бываю в литературных салонах, тем больше убеждаюсь, насколько разнообразен круг людей, с которыми там можно познакомиться». И далее: «...эти лица, принятые в самом высшем свете, по-видимому, на короткой ноге с наиболее выдающимися людьми нашего времени! С ними за руку здороваются Ламартин, Марраст, Наполеон, тут у них госпожа графиня, там госпожа княгиня. Разговор идет о колясках, ... политике, литературе; о людях судят с самых современных позиций, отмеченных, однако же, фальшью». Жюль Верн, переехав в Париж, неожиданно для себя оказался в центре литературной жизни столицы. Он пишет родителям: «Какое наслаждение для меня, столь новое и столь чудесное, непосредственно соприкасаться с литературой, предвидеть, как пойдут ее пути...»

Урывая время от занятий римским правом, Жюль Верн пишет трагедии в стихах, короткие новеллы, комедии и водевили, но все это лишь робкие шаги на литературном поприще. Он не решается думать об их публикации.

1849

Светские знакомства позволили Жюлю Верну установить и некоторые литературные связи: он был представлен Виктору Гюго, находившемуся тогда на вершине славы; познакомился с поэтом Теофилем Готье - идеологом романтизма; был принят как "начинающий поэт" автором "Трех мушкетеров" Александром Дюма. Однако, "будущий адвокат" Верн отдает себе отчет в том, что прежде всего необходимо закончить образование и тем самым обеспечить себе независимое существование.

24 января он пишет отцу: "В будущий вторник я сдаю экзамен... Думается, можно считать, что я его выдержу - впрочем, ручаться ни за что нельзя, я много работал, все вреся работаю, потому-то мне и хочется покончить с этим экзаменом на степень лиценциата. Но это вовсе не значит, что затем я буду сидеть сложа руки и совсем не заниматься правом. Разве я не знаю, что ... (моя диссертация)... должна быть представлена к августу и что тогда же я буду принят в адвокатуру!.. Если бы я имел в виду иное поприще, разве я зашел бы так далеко, а теперь вдруг бросил ученье или замедлил его? Равзе это не было бы чистым безумием?.."

В 1849 году Жюль Верн успешно защитил диссертацию и получил звание лиценциата прав. В том же году в ответ на предложение отца вернуться в Нант и заняться адвокатской практикой он написал: "Твоя контора в моих руках только захиреет... я предпочитаю стать хорошим литератором и не быть плохим адвокатом".

1850

12 июня благодаря поддержке Александра Дюма Жюль Верн добивается первого успеха в литературе. На сцене организованного Дюма "Исторического театра" поставлена одноактная комедия Жюля Верна "Сломанные соломинки". Молодой автор переживает первый успех, хотя по решению Дюма-отца его соавтором считается Дюма-сын. Пьеса заслужила одобрение публики и выдержала 12 представлений. Это позволило автору почувствовать себя писателем, но не могло обеспечить даже полуголодное существование.

1851

"Я нуждаюсь не столько в большем благополучии, сколько просто в самом необходимом",— пишет Жюль Верн отцу в марте этого года. Он берется за любую работу, лишь бы она оставляла время для литературных занятий; работает писцом в нотариальной конторе за 50 франков в месяц, служит секретарем в театре, занимается с отстающими студентами. "Мне тяжко,— пишет он отцу в Нант,— что я не могу достаточно заработать на жизнь, да и вам нелегко меня поддерживать... Что же до адвокатуры, то вспомни свои собственные слова: нельзя гнаться за двумя зайцами сразу!.. Литература — прежде всего, ибо лишь на этом поприще я смогу добиться успеха, все мои мысли сосредоточены на этом!.."

Но до настоящего успеха было еще далеко. Жюль Верн продолжает напряженно работать, настойчиво пробуя силы в разных жанрах.

Весной он начинает сотрудничать в журнале «семейного чтения»— «Мюзе де фамий», где в июне — августе напечатаны два его рассказа: «Первые корабли мексиканского флота» и «Путешествие на воздушном шаре». Эти рассказы интересны тем, что в них, как бы в зародыше, уже содержатся элементы будущих произведений Жюля Верна, элементы литературной формы, которую ему еще предстоит создать, где занимательность экзотических приключений сочетается с познавательным материалом.

Рассказ о Мексике написан по заказу редактора журнала Шевалье, вероятно, в связи с бурными событиями в этой стране: в 1848 году США аннексировали свыше половины территории Мексики — современные штаты Калифорния, Невада, Юта, Аризона, Нью-Мексико и Техас.

Второй рассказ о воздушном шаре — это прямая дань преклонения Жюля Верна перед памятью недавно умершего Эдгара По и первые подступы к научно-фантастической теме.

В этот период своей жизни Жюль Верн всячески старается укрепить связи с театрами, все еще не теряя надежды добиться успеха на сцене.

У Жюля Верна проявляется интерес к области до этого для него совершенно чуждой — к точным наукам и новейшим открытиям. Видимо, знакомство и дружба с писателем и путешественником Жаком Араго (1790—1855) — братом знаменитого физика Доминика Франсуа Араго (1786—1853),— встречи с окружавшими его людьми открыли перед Жюлем Верном дотоле совершенно ему незнакомый мир, весьма далекий от тех наивных сюжетов, которые он разрабатывал в своих первых драматургических опытах.

Братья Араго были совершенно исключительными личностями. Молодой физик Доминик Араго в начале века проводил по заданию Французской академии совместно с Жаном Батистом Био (1774—1862) измерения длины Парижского меридиана, легшие потом в основу нашей метрической системы мер. В возрасте 23 лет он получил должность профессора и был избран в Академию Наук. Его работы по оптике и магнетизму вошли в золотой фонд науки. Мы и сегодня каждодневно пользуемся плодами его трудов. Его брат Жак Араго — писатель и путешественник — объездил весь мир. В 1849 году, будучи уже слепым, он возглавил экспедицию за золотом в Калифорнию. Его книга "Путешествие вокруг света" была в то время одним из лучших описаний разных стран и народов и дала Жюлю Верну неоценимый материал для его будущих "необыкновенных путешествий". Эту книгу брал с собой И. А. Гончаров, отправляясь в 1852 году в плавание на фрегате "Паллада". Классический труд Элизе Реклю "Человек и Земля" в те годы еще не был написан.

В доме Араго Жюль Верн встречал ученых, писателей, путещественников - подлинную интеллектуальную элиту Франции тех лет. Одним из ближайших друзей Араго был знаменитый ученый и путешественник Александр Гумбольт (1769-1859), почетный член Петербургской Академии Наук. Его монументальное сочинение "Космос" представляло во времена Жюля Верна наиболее полный свод всех новейших знаний о природе.

К этому же времени следует отнести и начало составления Жюлем Вернем знаменитой картотеки, в которую он заносил все научные, исторические и другие сведения, так или иначе вызвашие его интерес. В дальнейшем эта картотека, разросшаяся до 20 000 карточек, послужила ему незаменимым источником сведений по самым разнообразным отраслям знаний.

2 декабря 1851 года Луи Наполеон Бонапарт совершает в Париже государственный переворот и распускает Законодательное собрание. "Они удушили право, заткнули рот свободе, обесчестили знамя, попирают ногами народ и очень счастливы!" - так писал об этом перевороте Виктор Гюго, вынужденный покинуть Францию.

4 декабря Жюль Верн пишет родителям: "Все магазины закрываются. Кое-где строят баррикады. Людей арестовывают ни за что..."

6 декабря: "В четверг жестоко сражались в нижнем конце моей улицы. Дома продырявлены орудийными снарядами! Это гнусно! Нарастает всеобщее негодование против президента и армии, которые опозорили себя такими действиями".

1852

В тревожной обстановке, несмотря на постоянные неудачи и отказы, Жюль Верн продолжает упрямо писать одну за другой драмы, трагедии, водевили, большинство которых так и не увидело сцены. Однако, эта упорная работа не была совершенно напрасной. Она дала Жюлю Верну свободное владение диалогом и, главное, помогла овладеть мастерством драматурга - умением так строить сюжет и развивать действие, чтобы управлять вниманием зрителя.

В апреле - июне в журнале "Мюзе де фамий" печатаются приключенческая повесть Жюля Верна "Мартин Пас. Перуанские нравы" и одноактивная комедия "Замки в Калифорнии, или Катящийся камень мхом не обрастает". Последняя в соавторстве с его земляком и редактором журнала Питр-шевалье.

2 декабря Луи Бонапарт объявил себя императором французов под именем Наполеона III - Наполеона Маленького, как сказал Виктор Гюго.

1854

27 марта Англия и Франция объявили войну России.

Летом этого года Жюль Верн совершил короткую поездку к морю в Дюнкерк. Впечатления от этой поездки послужили материалом для рассказа «Зимовка во льдах. История обрученных из Дюнкерка». Так же, как и в некоторых других рассказах, в этой новелле можно увидеть зачатки темы морских путешествий, которая потом получит развитие во многих романах.

1855

В марте — апреле этого года в журнале «Мюзе де фамий» печатается повесть Жюля Верна «Зимовка во льдах».

1856

8 мая во время поездки в Амьен — старинный городок в сотне километров от Парижа — Жюль Верн знакомится с молодой вдовой Онориной Морель (1830—1910), матерью двух девочек — Валентины и Сюзанны. Через полгода она станет его женой. Для того чтобы обеспечить материальное положение своей семьи, Жюль Верн принимает решение стать биржевым маклером. В этом ему содействует брат Онорины. Но для биржевой деятельности нужно внести залог 50 000 франков, о чем он и просит отца: «Так вот, дорогой папа, я хотел бы знать, можешь ли ты в случае необходимости внести пай в дело столь же официальное, как контора присяжного поверенного или нотариуса. Мне необходимо изменить образ жизни, ибо нельзя же все время существовать в таком шатком положении, как я. Целый год я без заработка; того, что вы можете мне давать, хватает при теперешней дороговизне лишь наполовину, я просто нуждаюсь». Но, устраивая свои семейные дела, Жюль Верн в то же время не предполагает совсем расставаться с литературой: «Я вовсе не собираюсь бросать начатого дела. И менее всего намерен отказываться от литературной деятельности. В этом искусстве я обрел самого себя и никогда его не оставлю... Я твердо решил не писать больше водевилей и других мелких пьес. Мое честолюбие ограничивается теперь одной задачей: писать по одной значительной, то есть основательно сделанной комедии в год».

Не без колебаний и сомнений отец дал просимые деньги.

1857

10 января состоялось бракосочетание. Молодые поселились в Париже, и Жюль Верн приступил к исполнению своих обязанностей на бирже. Он установил для себя строгий распорядок дня, которого затем придерживался на протяжении всей жизни: с 5 до 9 утра — литературная работа, затем, после завтрака,— биржевая деятельность, а в последующие годы — чтение и правка корректур.

1859

В июле Жюль Верн и композитор Аристид Иньяр (1822 - 1898), писавший музыку к некоторым его пьесам, отправляются в морское путешествие вокруг Британских островов. Это первый выход Жюля Верна в открытое море, первое знакомство с морской стихией, которую потом он столько раз описывал в своих романах. Друзья путешествовали бесплатно на маленьком грузовом пароходе, на который они попали в качестве единственных пассажиров благодаря протекции брата композитора. Они сходили на берег во многих портах Англии и Шотландии, Жюль Верн спускался в угольные шахты, посетил лондонские доки. Впечатления от этой поездки и от второго такого же путешествия, совершенного два года спустя к берегам Скандинавии, дали Жюлю Верну запас материалов, которого ему хватило на многие его романы.

1860

В феврале Жюль Верн пишет отцу: "Я уверен, что рано или поздно достигну своей цели, но иногда меня страшит, что мне уже тридцать два года, хоть я и не потерял еще надежды к тридцати пяти годам занять прочное место в литературе".

У Жюля Верна появляются новые друзья и знакомые - начинающий писатель Гектор Мало (1830-1907), сын адвоката и сам получивший юридическое образование. Тогда же состоялась встреча Жюля Верна с одним из интереснейших людей его времени - Феликсом Турнашоном (1820-1910), известным под псевдонимом Надара и выведенным Жюлем Верном в его романах о полете на Луну под именем Мишеля Ардана. Надар был известен как фотограф, журналист, карикатурист и ... воздухоплаватель. Он стоял у истоков развития фотографии как искусства и первым применил в этой области различные технические новшетсва. Он первым осуществил воздушную фотосъемку, а затем, заинтересовавшись воздухоплаванием, работал над постройкой усовершенствованного воздушного шара и первых моделей голикоптеров. Его разносторонние научные интересы несомненно повлияли на творчество Жюля Верна, вольно или невольно наталкивая на мысли о будущих "романах о науке".

1861

3 августа у Жюля Верна родился сын Мишель (1861-1925).

1862

Продолжая работу на бирже, Жюль Верн по утрам пишет свой первый роман "Пять недель на воздушном шаре". В это время большое внимание писателя привлекали географические исследования Центральной Африки. Газеты печатали сообщения о смелых экспедициях в неизученные области Черного континента. Фактической канвой романа послужили опубликованные в прессе дневники и записки о последних путешествиях, направляющихся на поиски истоков Нила. Научно-техническая предпосылка романа - создание управляемого аэростата - являлась развитием ранних фантазий Жюля Верна и тех вполне реальных работ, которые в это время проводил в Париже его друг Надар.

Осенью Жюль Верн показал рукопись своего романа Александру Дюма, который ее горячо одобрил. Он познакомил Жюля Верна с романистом Биша, а тот, в свою очередь, свел его с издателем Этцелем. Пьер Жюль Этцель (1814—1886) с юных лет был связан с издательским делом, дружил с виднейшими писателями Франции — Бальзаком, Мюссе, Жорж Сайд, Ламартином — и сам был известен как автор детских повестей. Этцель был ярым республиканцем и активным участником революции 1848 года и даже одно время входил в состав правительства, где Ламартин был министром иностранных дел, а Доминик Араго — морским министром. После переворота Луи Наполеона в 1852 году Этцель был вынужден бежать из Франции и смог вернуться в Париж лишь после амнистии в 1859 году.

Этцель, опытный и талантливый редактор, просмотрев рукопись романа «Пять недель на воздушном шаре», сделал ряд замечаний. Жюль Верн за две недели внес необходимые поправки, после чего роман был принят и сразу отправлен в печать. В то время Этцель был занят организацией нового издания для юношества — «Журнала воспитания и развлечения» и сразу по достоинству оценил возможности начинающего автора. Жюль Верн мог лучше чем кто-либо сочетать научность и занимательность — именно то, к чему стремился Этцель в своем новом издании. Был подписан договор, по которому Жюль Верн обязывался представлять Этцелю по три тома в год, за что должен был получать по 1900 франков за том. Разумеется, все права на повторные издания принадлежали Этцелю.

24 декабря вышел в свет первый роман из новой серии «Необычайные приключения» — «Пять недель на воздушном шаре».

В 1880 году Этцель выпустил сороковое издание этого романа.

1863

После выхода в свет первого романа Жюль Верн обратился к своим товарищам по работе на бирже с такой речью: «Дети мои, я вас покидаю. У меня есть идея...— одна на всю жизнь, идея, которая сама по себе является счастьем. Я написал роман нового жанра, удовлетворяющий меня. Если он будет иметь успех, он станет жилой в золотой копи. Тогда я буду не переставая писать, писать без устали...»

Роман имел успех, и с той поры и до конца своих дней Жюль Верн целиком отдавал себя литературе. Его работоспособность поразительна. Наряду с некоторым материальным благополучием на него сразу навалилась и огромная работа — три книги в год! Такая «производительность» была возможна лишь благодаря строгой самодисциплине.

Обычно Жюль Верн работал параллельно над несколькими вещами, находящимися на разных стадиях творческого процесса. В те дни, когда писался один роман, другой обдумывался, для третьего подбирался материал. Вслед за своим первым романом о полете через Африку Жюль Верн работает над романами "Путешествие и приключения капитана Гаттераса" и "Путешествие к центру Земли". Для создания этих романов ему пришлось освоить огромный материал, особенно если учесть, что Жюль Верн никогда не занимался геологией, а о северных морозах знал только по книгам. Снег во Франции выпадает лишь изредка, а замерзшего моря Жюль Верн так и не увидел никогда. Он создавал его только силой своего воображения. В 1863 году он писал: "Сейчас я весь в своем романе, нахожусь на 80-й параллели, температура 40 градусов ниже нуля. Простужусь только от того, что об этом. Но это не так уж неприятно, принимая во внимание, что теперь лето".

Обычно писатели пишут, опираясь на свой жизненный опыт, о том, что они хорощо знают, что сами видели и пережили. Достаточно вспомнить современников Жюля Верна - Мопассана, Тургенева, Брет-Гарта: все, что ими создано, создано на основе личных впечатлений. Полную противоположность этому являет Жюль Верн - он никогда не был в Центральной Африке, не поднимался на воздушном шаре и не опускался под воду, никогда не бывал ни в России, ни в Индии, ни в Австралии, а страуса или белого медведя мог видеть только в зоопарке. Тем не менее он сумел создать такие яркие картины, что покорил воображение многих поколений читателей. Для Жюля Верна характерна способность по самым скудным, часто протокольным сведениям в газетной заметке или мимолетным рассказам его друзей и знакомых воссоздавать яркую реалистическую картину действительности.

1864

20 марта вышел в свет первый номер "Журнала воспитания и развлечения", в котормо начал печататься роман "Путешествия и приключения капитана Гаттераса".

Жюль Верн в это время работает над романом "Путешествие к центру Земли".

1865

В работе над своими романами Жюль Верн полагался не только на свою обширную картотеку и литературные источники. Он часто обращался за советом к специалистам, которые проверяли и, если нужно, редактировали его сочинения. Так, во всем, что касалось морского дела, он получал советы от своего брата - опытного морского офицера; по вопросам аэронавтики таким советчиком был Надар. В романе "Путешествие к центру Земли" Жюль Верн воспользовался рассказом известного геолога, члена Французской академии Сен-Клер Девиля (1814-1876) о его спуске в кратер вулкана Стромболи. В 1865 году в работе над романом "С Земли на Луну" незаменимую помощь Жюлю Верну оказал его кузен, профессор математики Анри Гарсе, автор книги по космографии. Он рассчитал возможную траекторию полета снаряда вокруг Луны и возвращения его на Землю. Это расчет был сделан столь точно и профессионально, что спустя столетие его почти в точности повторили американские ученые при запуске к Луне корабля "Аполлон-VIII" с астронавтами Ф. Борманом, Дж. Ловеллом и У. Андерсом. Запущенный, как и у Жюля Верна, из Флориды корабль "Аполлон" приводнился в Тихом океане всего в четырех километрах от места, указанного Гарсе.

1866

В марте этого года в «Журнале воспитания и развлечения» начинает печататься роман «Дети капитана Гранта».

Летом Жюль Верн уезжает из Парижа и поселяется в маленьком прибрежном поселке Кротуа в устье Соммы, в семидесяти километрах от Амьена. Здесь он продолжает работать над очередным романом и по просьбе Этцеля заканчивает большую книгу «Иллюстрированная география Франции», начатую недавно умершим географом Лавалле.

В Кротуа Жюль Верн позволяет себе осуществить мечту детских лет: он покупает небольшой рыбачий баркас, на котором местные плотники устраивают крошечную каюту,— здесь он может работать. Теперь это для него главный источник радости. Плавание на «Сен-Мишеле» — так названа яхта — в обществе двух старых матросов Дюлонга и Берло дает ему новый запас впечатлений и непосредственных наблюдений над морем. Описание «Сен-Мишеля» можно найти в романе «Таинственный остров» — это бот «Благополучный», построенный Пенкрофом.

В предисловии к вышедшему в 1866 году отдельным изданием роману «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» Этцель дал развернутую программу всей будущей деятельности писателя: «К этому роману с успехом присоединятся новые произведения г. Верна, о которых мы постараемся заблаговременно оповещать читателей. Произведения уже изданные и те, которые будут появляться впредь, по плану, задуманному автором, составят в своей совокупности серию романов, объединенных общим заглавием «Путешествия в известные и воображаемые миры». Автор поставил своей целью подытожить все сведения, добытые современной наукой в области географии, геологии, физики и астрономии, и представить историю всей вселенной в живой и занимательной форме».

1867

Во время своего путешествия с Аристидом Иньяром вокруг Великобритании Жюль Верн побывал в Лондоне на верфи, где строился самый большой пароход того времени «Грейт-Истерн». Тогда он написал жене: «Когда-нибудь я совершу путешествие на нем».

Весной 1867 года он осуществил свою мечту. Вместе с братом Полем Жюль Верн отправился в туристическую поездку на этом пароходе от Бреста до Нью-Йорка и обратно, с недельной стоянкой в Нью-Йорке. Жюль Верн во многих своих романах писал об Америке, но пробыл он там всего лишь несколько дней, совершив короткую экскурсию к Ниагарскому водопаду.

Путешествие на «Грейт-Истерн» послужило основой для отдельного романа «Плавающий город», изданного в 1871 году, а материалы от недолгой поездки по Америке, несмотря на неизбежную поверхность впечатлений, были использованы им во многих других книгах, в том числе и в написанном через тридцать пять лет романе «Властелин мира».

1868

Жюль Верн продолжает работать над романом "Двадцать тысяч лье под водой". В отличие от первой книги - "Дети капитана Гранта", которая построена на сочетании познавательного материала с приключенческой фабулой, в новом романе, кроме этих обязательных для "необычайных приключений" элементов, по мере развития действия все большее значение приобретает острая социальная тема борьбы с несправедливостью м угнетением. Эта тема раскрывается через образ капитана Немо - непобежденного борца с несправедливостью, сурового защитника угнетаемых народов. Это один из центральных героев произведений Жюля Верна, во многом отражающий взгляды автора. "До последнего вздоха я буду на стороне всех угнетенных, и каждый угнетенный был, есть и будеи мне братом!" - говорит в романе капитан Немо.

Скрываясь от людей в глубинах океана, он тем не менее принимает участие в их судьбах, помогает борцам за свободу. Со стен его каюты смотрят портреты людей, "посвятивших себя служению высокой идее гуманизма: Костюшко, герой, боровшийся за освобождение Польши... Боцарис - этот Леонид современной Греции; О'Коннель - борец за независимость Ирландии; Вашингтон - основатель Северо-Американского союза; Манин - итальянский патриот; Линкольн, погибший от пули рабовладельца; и, наконец, мученик, боровшийся за освобождение негров от рабства и вздернутый на виселицу. - Джон Браун: страшный рисунок в карандаше, сделанный рукою Виктора Гюго!".

Собирая золото с погибших кораблей, капитан Немо передает его революционерам, борющимся за национальную независимость своих народов. "Неужто я собираю для себя это золото? - восклицает капитан Немо. - Кто вам сказал, что оно не пойдет на доброе дело? Неужто я знаю, что на земле существуют обездоленные люди, угнетенные народы? Несчатсные, нуждающиеся в помощи жертвы, вопиющие об отомщении! Неужто вы не понимаете, что...

Капитан Немо не окончил фразы. Кто знает, не сожалел ли он, что сказал лишнее? Но я и так все понял. Каковы бы ни были причины, побудившие его искать независимость в глубинах морей, все же он оставался человеком! Его сердце отзывалось на человеческие страдания, и он широкой рукой раздавал помощь угнетенным!"

1869

В марте этого года в «Журнале воспитания и развлечения» начинает печататься первая часть романа «Двадцать тысяч лье под водой». Жюль Верн заканчивает вторую часть этого романа и одновременно пишет роман «Вокруг Луны», который в конце года уже начал печататься в газете «Журналь де Деба». В том же году Жюль Верн работает над романом «Плавающий город» по материалам поездки в Америку.

1870

19 июля началась франко-прусская война. Жюль Верн мобилизован и вместе со своим экипажем на корабле «Сен-Мишель» должен патрулировать устье Соммы. Так как боевой потенциал баркаса был весьма невелик, военная служба на нем носила в значительной мере символический характер. Во всяком случае, Жюль Верн имел довольно свободного времени, чтобы продолжить свои литературные занятия, и в это время пишет роман «Ченслер».

После капитуляции 1 сентября под Седаном французской армии во главе с Наполеоном III Жюль Верн не может сразу вернуться к своей привычной работе. Он ездит то в Нант, то в Амьен, то в Париж.

4 сентября народное восстание в Париже приводит к падению Второй империи. Провозглашается республика, и создается «Правительство национальной обороны».

1871

В это тревожное время писатель старается продолжать свою литературную работу. Он заканчивает «Ченслер» и берется за новые книги: роман о приключениях в полярных областях Канады — «В стране мехов» и роман «Приключения трех русских и трех англичан в Африке».

15 февраля Жюль Верн писал по этому поводу Этцелю: «Речь идет о некоей ученой комиссии из англичан и русских, направляющейся туда измерять дугу меридиана. Это научно, да не слишком... Вдохновили меня на это дело труды Араго». Писался этот роман в самые трудные дни военного поражения Франции. Но Жюль Верн стремился во что бы то ни стало выполнить свои обязательства по договору. «Вы предлагаете изменить условия нашего соглашения так, чтобы я мог за ту же сумму писать только две книги в год,— пишет он своему издателю.— Узнаю ваше доброе сердце. Но при условиях, в которых мается вся страна, денег этих (9—10 тысяч франков) уже недостаточно из-за дороговизны; «нужда надвигается быстро». 25 сентября подписан новый договор, по которому Жюль Верн обязан писать только две книги в год, получая за это по 1000 франков в месяц.

18 марта в Париже происходит вооруженное восстание пролетариата. Буржуазное «Правительство национальной обороны» бежит в Версаль.

Жюль Верн в этот день был в Париже.

26 марта проходят выборы в Парижскую коммуну. В состав нового правительства входит один из ближайших друзей Жюля Верна, Паскаль Груссе (1845-1909), писатель, известный под псевдонимом Андрэ Лори.

В двадцатых числах мая уличные бои в Париже с наступающими версальцами достигают наибольшего напряжения.

В самых первых числах ноября Жюль Верн получил письмо от Онорины, которая сообщала о тяжелой болезни его отца. Жюль Верн немедленно выехал в Нант, но уже не застал отца в живых. Он умер 3 ноября 1871 года.

Отныне Жюль Верн становится старшим мужчиной в семье. Ему было тогда 44 года. Он принимает решение переехать из Парижа на постоянное жительство на родину своей жены в Амьен.

1872

Жюль Верн живет в Амьене и работает, как и прежде, сразу над несколькими романами. Наиболее значительный из них - "Вокруг света в восемьдесят дней". Поводом для него послужили газетная заметка и хорошо известное теперь явление "потери", или наоборот, "приобретение" лишних суток при движении вокруг земного шара.

Роман имел шумный успех, и Жюль Верн совместно с драматургом Адольфом Дениери (1811-1890) переделал его в пьесу, которая шла во многих театрах мира.

Одновременно Жюль Верн продолжал работу над своей "Робинзонадой", первоначальный замысел которой, как пишет внук писателя Жан Жюль-Верн, относится, по-видимому, еще к началу пятидесятых годов, к тому времени, когда Жюль Верн служил секретарем в Лирическом театре. С тех пор роман подвергался многим переделкам. На протяжении многих лет в письмах упоминается лишь первоначальное, так сказать, "рабочее" название произведения. Только в 1872 году этот роман - лучшше из всего написанного Жюлем Верном - обретает свое настоящее название. 2 февраля Жюль Верн пишет Этцелю: "Я полностью занят "Робинзоном", или, вернее, "Таинственным островом". До сих пор все идет как по маслу, хотя, надо сказать, немало времени приходится проводить с профессорами химии и на химических заводах. На моей одежде нередко остаются пятна, которые я отнесу на Ваш счет, потому что "Таинственный остров" будет романом о химии. Я стараюсь всячески повысить интерес к таинственному пребыванию капитана Немо на острове, чтобы подготовить крещендо..."

1874

Роман «Таинственный остров» начал печататься в «Журнале воспитания и развлечения» в марте 1874 года. Отдельным изданием он вышел в 1875 году. Таким образом, автор работал над этим романом в общей сложности около 20 лет.

Но в семидесятые годы договор обязывал Жюля Верна давать издателю по два новых романа в год, и он неукоснительно выполнял это обязательство. В 1874—1875 годах он работает над романом «Михаил Строгов». Действие романа происходит в России. Отвечая на замечания Этцеля, Жюль Верн писал: «В Ваших пометках есть много ценного. Я все приведу в порядок, но после того, как получу замечания от Тургенева». По свидетельству Жана Жюль-Верна, у Тургенева были возражения только против описания татарского нашествия.

1876-1885

«Михаил Строгов» вышел в свет во Франции в 1876 году, но русская цензура разрешила его только 24 года спустя, в 1900 году.

В эти годы материальное положение Жюля Верна настолько улучшилось, что он мог позволить себе расстаться со старым баркасом, на котором он так много плавал у берегов Бретани. Он приобретает великолепную паровую яхту, подобную «Дункану» лорда Гленарвана.

«Наконец-то я завершил важное дело, у меня новый «Сен-Мишель»!— пишет он Этцелю.— Какое безумие! 55 000 франков! Половину я плачу наличными, а остальное через год! Но зато какое судно и какие плавания в перспективе! Средиземное море, Балтика, северные моря, Константинополь и Петербург, Норвегия, Исландия и так далее. Какие впечатления меня ждут, какие богатые идеи!»

Но на новой большой яхте «Сен-Мишель III» было совершено только четыре плавания вдоль берегов Европы. Эти увеселительные поездки с друзьями не принесли Жюлю Верну тех ярких впечатлений, на которые он надеялся. Стоянки в портах превращались в сплошную череду парадных встреч и торжественных чествований. Жюль Верн должен был пожинать плоды своей всемирной славы. И все же сильная буря, в которую судно попало у берегов Мальты, послужила материалом для эпизода в романе «Матиас Шандор».

В семидесятые и восьмидесятые годы Жюль Верн почти не обращается к тому жанру научной фантастики, который был так блистательно представлен в его первых романах и принес ему мировую славу. В эти годы все большее место в его творчестве занимают социальная тема, борьба с угнетением и несправедливостью. Одно из наиболее ярких произведений такого рода - это роман «Пятнадцатилетний капитан», проникнутый духом страстной борьбы против работорговли, расовой дискриминации и колониализма. Эта книга вышла в свет в 1878 году. В том же году Жюль Верн по просьбе Этцеля работает над переделкой незавершенной рукописи Паскаля Груссе. Этцель купил ее у автора, чтобы материально поддержать вернувшегося с каторги бывшего коммунара. Этот роман, получивший название "Пятьсот миллионов бегумы", носит откровенно политическую окраску и построен на антогонизме германского милитаризма и французской утопии в духе идей Сен-Симона и Фурье. Но Жюль Верн был типичным интеллигентом-гуманитарием. Он не знал ни рабочего класса, ни французского крестьянина. Поэтому в его романах люди труда часто лишены индивидуальности, подобно экипажу "Наутилуса" или строителям воздушного корабля "Альбатрос" из романа "Робур-Завоеватель". Над этим романом Жюль Верн работал в то время, когда вопрос о будущем развитии воздухоплавания становился все более актуальным и Жюль Верн как горячий сторонник "аппаратов тяжелее воздуха" хотел сказать свое слово в этом споре: "В данный момент вопрос об управляемых аэростатах встает с новой силой, опыты проводятся ежедневно. Скорость увеличивается, но ненамного. Тем не менее цифры, которые я привел, могут претерпеть изменения... Я думаю, я надеюсь, что все сторонники аппаратов тяжелее воздуха окажут поддержку Робуру в борьбе с его противниками. А среди них есть людт шумные, и ,если не ошибаюсь, книга может наделать много шума. Момент для этого самый подходящий..." "Робур-Завоеватель" по сюжету напоминает "Двадцать тысяч лье под водой", что признавал и сам Жюль Верн.

1886

9 марта Жюль Верн был тяжело ранен в ногу. В него стрелял душевнобольной племянник - сын брата Поля.

В том же месяце пришло известие о смерти его ближайшего друга, издателя и редактора Пьера Жюля Этцеля. Издательская фирма и права на публикацю произведений Жюля Верна перешли к его сыну - Жюлю Этцелю-младшему, человеку иной формации, чем его отец, не обладавшему ни его умом и талантом редактора, ни его деловыми способностями. Он проявлял меньше заинтересованности к "необыкновенным путешествиям", и в начале XX столетия все права на издание произведений Жюля Верна были им проданы фиреме "Ашетт".

Жюль Верн поправлялся от своего ранения долго и трудно. Пуля застряла в суставе, и врачи не сумели ее вынуть. В те годы еще не могло быть рентгеноскопии: Конрад Рентген открыл свои лучи толко через десять лет, в 1895 году. Жюль Верн навсегда остался инвалидом и мог ходить лишь с большим трудом. Писатель больше не покидал Амьена. В одном из писем он писал брату Полю: "Я теперь совсем не двигаюсь и стал таким же домоседом, как раньше был легок на подъем. Возраст, недомогание, заботы - все это приковывает меня к дому".

1887

15 февраля умерла мать Жюля Верна. Оборвалась последняя нить, связывавшая его с детством. Жюль Верн ищет забвения в напряженной работе: «Что со мной сталось бы, боже ты мой, если бы я не работал по 6—7 часов в день».

В этом году выходят в свет его романы «Путь во Францию» и «Север против Юга», Писатель работает над новым вариантом «Робинзонады» — романом «Два года каникул».

1888

6 мая Жюль Верн избран депутатом Амьенского муниципального совета по списку социалистов. То, что он таким образом продемонстрировал свои крайне левые для того времени политические взгляды, вызвало возмущение реакционно настроенных буржуа. Однако Жюль Верн откосился к своим депутатским обязанностям с предельной добросовестностью. В его ведении находились вопросы искусства, и он многое сделал для своего города.

Литературную работу Жюль Верн строил так, чтобы постоянно опережать обязательства по договору. В 1888 году он уже передал издателю романы следующего года «Семья без имени» и «Вверх дном». Того же правила он придерживался и в следующие годы.

1894

7 августа Жюль Верн сообщает брату Полю, что "... тома на 1895-96-97 годы уже готовы. Сейчас я занимаюсь томом на 1898 год..."

1895

В беседе с английской журналисткой Мэри Беллок Жюль Верн так рассказывал о своей работе: «Я делаю массу выписок из книг, газет, журналов и научных отчетов. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов... Я никогда не начинаю писать, если не знаю начала, середины и конца своего будущего произведения. Когда сюжет достаточно созреет, я принимаюсь за работу. Окончив предварительные наброски, я составляю план отдельных глав, а затем набрасываю карандашом черновик, оставляя на полстраницы поля для дополнений и поправок. Потом я все перечитываю и обвожу чернилами. Однако настоящая моя работа начинается лишь тогда, когда набрана первая корректура, так как я исправляю почти каждую фразу и пишу заново целые главы...»

Книги, над которыми в эти годы работает Жюль Верн, внешне сохраняют манеру и почерк его ранних вещей и в то же время все больше теряют то, что было основой их успеха. За сорок лет мир существенно изменился, и писателю турдно угнаться за интересами и чаяниями новых поколений.

"Нельзя жить одновременно и в прошлом, и в настоящем, - пишет Жюль Верн. - Остается быть философом."

1897

Постоянно занятый своей работой, Жюль Верн не мог уделять достаточного внимания воспитанию своего сына Мишеля. Между отцом и сыном часто происходили размолвки. В 1897 году Мишелю было уже 36 лет, но он все еще не определил своего места в жизни. Жюль Верн пишет своему брату Полю: "Ты от природы веселый, таким и оставайся. А обо мне и говорить нечего, со всеми моими обязанностями будущее внушает мне ужас. Мишель ничего не делает, из-за него я потерял 200 000 франков, и, само собой разумеется, воспитание его троих сыновей ложится на меня. Дело кончится плохо."

Обстановка в доме осложнялась неприязнью между семьями Мишеля и двух падчериц Жюля Верна - Сюзанны и Валентины. "Клубок змей" - так охарактеризовал спустя много лет эти отношения сын Мишеля.

27 августа скончался Поль Верн - младший брат писателя.

1902

Жюль Верн продолжает работать над новыми книгами. В письме итальянскому писателю Марио Туриелло 24 ноября он пишет: "Следующий том моей серии, который появится в 1903 году, будет уже 86-м, а в настоящее время я пишу 101-й том."

Здоровье писателя слабеет. "Я вижу все хуже и хуже, моя дорогая сестра, - пишет он Анне Дюкре де Вильнев, - операции катаракты еще не было... Пока еще могу читать и писать, - подожду. Кроме того я оглох на одно ухо. Итак, я в состоянии теперь слышать только половину глупостей и злопыхательств, которые ходят по свету, и это меня немало утешает!"

Летом этого же года вышел на экраны первый кинофильм, поставленный по роману Жюля Верна, - "Путешествие на Луну", режиссер Жорж Мелье.

1904

Выходит в свет один из последних романов Жюля Верна - "Властелин мира". Это как бы завершение, итог созданных в разное время образов изобретателей-одиночек, пытающихся, опираясь на беспредельную силу науки, приобрести власть над людьми. Моральный и физический крах Робура, кончающего безумием и гибелью вместе со своим созданием, олицетворяет в романе несостоятельность всех вообще попыток, основанныйх на переоценке возможностей человека, противопоставляющего себя обществу. То, что для капитана Немо в романе 1869 года оборачивалось если не победой, то, во всяком случае, завоеванием относительной свободы, то для Робура в романе 1904 года завершилось полным поражением. Сходные мысли — несостоятельность наивно-утопических представлений о человеческом обществе — Жюль Верн развивает и в романе «Крушение «Джонатана», изданном только в 1909 году. Там речь идет уже не о крахе отдельной личности, а о разрушении коллектива, пытающегося создать утопическое общество.

Оба эти романа — «Крушение «Джонатана» и «Властелин мира» показывают, что в начале 900-х годов Жюль Верн пришел к ясному пониманию всей неполноты и ошибочности своих прежних представлений о социальной справедливости, которую могло бы принести развитие техники.

В беседе с корреспондентом «Новой Венской газеты» Жюль Верн сказал:

«Я видел много замечательных вещей, но еще более удивительные создавались моей фантазией. И все же я чувствую, что слишком рано мне приходится завершить свой земной путь, и сердце мое полно грусти, что нужно проститься с жизнью на пороге эпохи, которая сулит столько чудес!»

Жюль Габриель Верн скончался 24 марта 1905 года.